Образовательные стандарты
Образовательный стандарт дошкольного образования
С 1 января 2014 года, в соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", разработан и вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - ФГОС ДО (приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 г. № 30384), который представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
Предметом регулирования ФГОС ДО являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования (далее - Программа).
Положения ФГОС ДО могут использоваться родителями (законными представителями) при получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования.
Мероприятия по введению ФГОС ДО в работу образовательных организаций реализовались в соответствии со сроками, указанными в Плане действий по обеспечению введения ФГОС ДО, утвержденном в письме Министерства образования и науки РФ и Департамента государственной политики в сфере общего образования от 13.01.2014 г. № 08-10.
В субъектах Российской Федерации были утверждены региональные планы (сетевые графики, дорожные карты и др.), разработанные на основе Плана действий.
План - график обеспечения введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, на территории Республики Карелия, утвержден приказом Министерства образования Республики Карелия от 26 февраля 2014 года №194,
Основная идея ФГОС ДО заключается в том, что развитие ребенка, его образование происходит за счет его взаимодействия со взрослым и в самостоятельной деятельности в определенном предметном окружении.
Во ФГОС ДО учитываются:
1) индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
2) возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.
ФГОС ДО является основой для:
1) разработки Программы;
2) разработки вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования;
3) разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования;
4) объективной оценки соответствия образовательной деятельности в детском саду требованиям ФГОС ДО;
5) формирования содержания профессионального образования и дополнительного профессионального образования педагогических работников, а также проведения их аттестации;
6) оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
В стандарте под дошкольным образованием понимается осуществление ребѐнком деятельности совместно со взрослыми и самостоятельно, на протяжении всего времени, проведѐнного ребѐнком в детском саду и в семье. В деятельности ребѐнок учиться играть, рисовать, общаться с окружающими и многое другое.
Кроме совместной деятельности взрослого и ребенка большую роль в его развитии выполняет свободная самостоятельная деятельность, игровая деятельность. В их осуществлении основную роль выполняет развивающая предметно-пространственная среда. Предметы, материалы и оборудование, предложенные взрослыми способствуют активности ребенка в деятельности.